Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие
М., 2003. — 246 с.
Лысенко Виктория Георгиевна
#книги@religiovedenie #буддизм
Предлагаемое учебное пособие посвящено основным проблемам изучения раннего буддизма, в нем изложены такие основные вопросы: понимание Буддой сущности человека и его участи в мироздании, религиозно-философские представления в эпоху жизни Будды (5-4 вв. до н.э.), роль сознания в определении индивидуальной судьбы и причин, вовлекающих людей в круговорот перерождений, а также возможности освобождения от него. Кратко рассмотрено развитие учения Будды в махаяне, хинаяне, и ваджраяне (более поздних направлениях буддизма). Каждая глава содержит подробный разбор текстов из «Сутта питаки» («Корзины бесед») второй части «Типитаки» — буддийского палийского канона школы тхеравада (многие из источнтков впервые переведены на русский язык).
Из предисловия
Каждый верующий буддист уверен, что знает, чему учил Будда, но если спросить об этом ученого-буддолога, то он скорее всего затруднится с ответом. И на это у него есть веские основания. Беседы и проповеди Первоучителя были записаны «по памяти» уже после его смерти и редактировались его последователями в течение многих веков. Как отличить «подлинные» слова Будды от редакторских правок и добавок? Споры о том, каково учение Будды на самом деле, начавшись в конце позапрошлого века, продолжаются поныне. Некоторые ученые считают, что все, известное нам в качестве «учения Будды», есть лишь творение его последователей. Они предлагают даже вообще не употреблять имени Будды, а говорить о «ранней буддийской общине». Из-за отсутствия исторически достоверных данных вопрос о том, чему учил Будда на самом деле вряд ли возможно решить на научных основаниях, но у нас есть «учение Будды», сохранившееся в исторической памяти его последователей. «Будда легенды — это и есть исторический Будда», — писал О.О.Розенберг, известный российский буддолог.
Учебное пособие, предлагаемое вашему вниманию, опирается на самые древние части палийского канона — Виная-питаку («Корзину Устава)», и особенно Сутта-питаку («Корзину бесед»). Эти тексты представляют беседы и проповеди Будды по разным поводам (из-за сходства с беседами Сократа британский буддолог Томас Рис-Дэвиде назвал их «Диалогами Будды»). В них еще нет систематического учения, но вместе с тем уже вырисовывается круг тем, которые составят ядро буддийский доктрины.